7 серия (предпоследняя) "Страшных сказок"
... Очень интересна в сериале фигура Калибана, злого сына и проклятия доктора Виктора Франкенштейна. Ван Хельсинг, ненадолго появившись на сцене, уходит, выполнив свою функцию (носителя знаний о вампирах). А противостояние Отца и нелюбимого Сына продолжается.
Калибан не человек, монстр. Но он стремится ко всему человеческому. И, как ребёнок, ещё не может понять : человек многому в этом мире учится через боль. Малыш, рождаясь, радуется миру, но вот ребёнок касается раскалённого камня в печке, и понимает, что это больно, и запоминает, что этого делать не нужно. Калибан видит красивую девушку, взметнувшую в нём самые сильные чувства своей красотой и состраданием, и не понимает, что нужно пройти этот урок, и принять боль неразделённой любви. Пройти через это, понять, что это такое, пройти с честью. Но, как ребёнок, Калибан только одного желает: избавиться от боли. И, в отместку за свою боль, причинить боль кому-то другому. Ближе всех, кому можно причинить боль, и обвинён во всём несчастный его Создатель, Виктор. Ситуация прямо как в "Тарасе Бульбе" ( в параллель с русскими классиками
)) ) , Остаётся Виктору только одно сказать своему детищу, если он не утихомирится: "Я тебя породил, я тебя и убью"!
Так развернула события в своей книге Мэри Шелли. Да, да Мэри Шелли -- вторая жена Перси Шелли, написавшая "Франкенштейна. Кстати, на спор с Перси Шелли , и Байроном, и другими писателями, гостившими у Байрона, в его итальянском домике. Перси Шелли и Байрон были очень хорошие друзья
) . В совсем небольшом рассказе-повести, даже не книге, Виктор Франкенштей гонится повсюду за своим Созданием, чтобы прикончить монстра.
Но в "Страшных Сказках" не понятно, что решит Виктор, и как сложится судьба Калибана, как разовьют этот характер. Пока что Калибан познаёт, что такое боль любви.
Тут опять невозможно не привести пример из Блэйка, из его "Песен...", Неведение, романтическое представление о любви, только представление -- и Познание, что есть любовь. Калибан же (и вообще Создание, и человек в том числе ) подобен кому земли. Который может превратиться в камень )) :
William Blake
The Clod and the Pebble
'Love seeketh not itself to please,
Nor for itself hath any care,
But for another gives its ease,
And builds a Heaven in Hell's despair.
So sung a little Clod of Clay,
Trodden with the cattle's feet,
But a Pebble of the brook
Warbled out these metres meet:
'Love seeketh only Self to please,
To bind another to its delight,
Joys in another's loss of ease,
And builds a Hell in Heaven's despite.
Уильям Блэйк
Ком Земли и Камень.
— Не себялюбица Любовь:
Готова претерпеть беду,
Пролить слезу, порою кровь...
С любовью счастье — и в аду! —
Так пел беспечный Ком Земли.
Вдруг — Лошадь. и копытом — трах!
И Камень, притаясь в пыли,
Передразнил в таких стихах:
— Нет, себялюбица Любовь:
Готовит всем беду свою —
Те слезы льют, порою — кровь...
С любовью — горе и в раю!
.................................... Перевод В. Топорова
Ком Глины и Камень
«Любовь прекрасна и скромна,
Корысти ей не надо;
За нас в огонь пойдет она —
с ней Рай и в бездне Ада!» —
Так пел Ком Глины в колее,
Попавший под копыто.
На это Камень из ручья
Ответил ядовито:
«Любовь корыстна и жадна!
Покоя нас лишая,
Все под себя гребет она —
с ней Ад и в кущах Рая!»
................................Перевод С. Степанова
Калибан это и праобраз подростка, обвиняющего во всех своих несчастьях предков. Подростка нелюбимого (как он считает )) ), упрямого и замкнутого. Не желающего расти выше своих обид, и не осознающего ещё многих моральных понятий: например, что такое эгоизм, что такое прощать, не понимающего, что к истинной любви не приходят с тягостью прошлых обид в душе.
Всему этому человек учится всю жизнь. Но Калибан этого ещё не знает. По-сути он учится быть человеком. Он не может понять, например, того, что и его Создатель Виктор пришёл к своему великолепному и страшному открытию через боль потери. А доктор Франкенштейн гений, ведь он разрешил вопрос-вопросов, он оживил мёртвое! Он создал Гомункулюса, искусственное, но живое Существо!, то, над чем бились Средневековые алхимики, и Европейская наука, со времён Средневековья, то есть с самого своего начала. Виктор пришёл к своему открытию через огромную потерю, или, как говорят психологи через детскую травму: потерю любящей матери (*этот же мотив указан и в произведении Мэри Шелли).
Потери должны делать человека -- Человека!, не монстра! -- гуманнее и сильнее.
Хотя Виктор создаёт своё творение назло Богу, не веря в Бога, в обиде на Бога, и более того -- в споре с Богом.. Это прекрасно показано в сцене со священником, 7 серии.
Скоро мы увидим последнюю серию "Страшных Сказок", первого сезона. Второй сезон уже заявлен, и в нём будет 10 серий.
........................................ (*опубликовано на www.proza.ru/2014/06/25/1826 )
... Очень интересна в сериале фигура Калибана, злого сына и проклятия доктора Виктора Франкенштейна. Ван Хельсинг, ненадолго появившись на сцене, уходит, выполнив свою функцию (носителя знаний о вампирах). А противостояние Отца и нелюбимого Сына продолжается.
Калибан не человек, монстр. Но он стремится ко всему человеческому. И, как ребёнок, ещё не может понять : человек многому в этом мире учится через боль. Малыш, рождаясь, радуется миру, но вот ребёнок касается раскалённого камня в печке, и понимает, что это больно, и запоминает, что этого делать не нужно. Калибан видит красивую девушку, взметнувшую в нём самые сильные чувства своей красотой и состраданием, и не понимает, что нужно пройти этот урок, и принять боль неразделённой любви. Пройти через это, понять, что это такое, пройти с честью. Но, как ребёнок, Калибан только одного желает: избавиться от боли. И, в отместку за свою боль, причинить боль кому-то другому. Ближе всех, кому можно причинить боль, и обвинён во всём несчастный его Создатель, Виктор. Ситуация прямо как в "Тарасе Бульбе" ( в параллель с русскими классиками

Так развернула события в своей книге Мэри Шелли. Да, да Мэри Шелли -- вторая жена Перси Шелли, написавшая "Франкенштейна. Кстати, на спор с Перси Шелли , и Байроном, и другими писателями, гостившими у Байрона, в его итальянском домике. Перси Шелли и Байрон были очень хорошие друзья

Но в "Страшных Сказках" не понятно, что решит Виктор, и как сложится судьба Калибана, как разовьют этот характер. Пока что Калибан познаёт, что такое боль любви.
Тут опять невозможно не привести пример из Блэйка, из его "Песен...", Неведение, романтическое представление о любви, только представление -- и Познание, что есть любовь. Калибан же (и вообще Создание, и человек в том числе ) подобен кому земли. Который может превратиться в камень )) :
William Blake
The Clod and the Pebble
'Love seeketh not itself to please,
Nor for itself hath any care,
But for another gives its ease,
And builds a Heaven in Hell's despair.
So sung a little Clod of Clay,
Trodden with the cattle's feet,
But a Pebble of the brook
Warbled out these metres meet:
'Love seeketh only Self to please,
To bind another to its delight,
Joys in another's loss of ease,
And builds a Hell in Heaven's despite.
Уильям Блэйк
Ком Земли и Камень.
— Не себялюбица Любовь:
Готова претерпеть беду,
Пролить слезу, порою кровь...
С любовью счастье — и в аду! —
Так пел беспечный Ком Земли.
Вдруг — Лошадь. и копытом — трах!
И Камень, притаясь в пыли,
Передразнил в таких стихах:
— Нет, себялюбица Любовь:
Готовит всем беду свою —
Те слезы льют, порою — кровь...
С любовью — горе и в раю!
.................................... Перевод В. Топорова
Ком Глины и Камень
«Любовь прекрасна и скромна,
Корысти ей не надо;
За нас в огонь пойдет она —
с ней Рай и в бездне Ада!» —
Так пел Ком Глины в колее,
Попавший под копыто.
На это Камень из ручья
Ответил ядовито:
«Любовь корыстна и жадна!
Покоя нас лишая,
Все под себя гребет она —
с ней Ад и в кущах Рая!»
................................Перевод С. Степанова
Калибан это и праобраз подростка, обвиняющего во всех своих несчастьях предков. Подростка нелюбимого (как он считает )) ), упрямого и замкнутого. Не желающего расти выше своих обид, и не осознающего ещё многих моральных понятий: например, что такое эгоизм, что такое прощать, не понимающего, что к истинной любви не приходят с тягостью прошлых обид в душе.
Всему этому человек учится всю жизнь. Но Калибан этого ещё не знает. По-сути он учится быть человеком. Он не может понять, например, того, что и его Создатель Виктор пришёл к своему великолепному и страшному открытию через боль потери. А доктор Франкенштейн гений, ведь он разрешил вопрос-вопросов, он оживил мёртвое! Он создал Гомункулюса, искусственное, но живое Существо!, то, над чем бились Средневековые алхимики, и Европейская наука, со времён Средневековья, то есть с самого своего начала. Виктор пришёл к своему открытию через огромную потерю, или, как говорят психологи через детскую травму: потерю любящей матери (*этот же мотив указан и в произведении Мэри Шелли).
Потери должны делать человека -- Человека!, не монстра! -- гуманнее и сильнее.
Хотя Виктор создаёт своё творение назло Богу, не веря в Бога, в обиде на Бога, и более того -- в споре с Богом.. Это прекрасно показано в сцене со священником, 7 серии.
Скоро мы увидим последнюю серию "Страшных Сказок", первого сезона. Второй сезон уже заявлен, и в нём будет 10 серий.
........................................ (*опубликовано на www.proza.ru/2014/06/25/1826 )