Интересно то, что только такой всеядный человек, как я, мог с одинаковой лёгкостью смотреть и "Тюдоров", и "Викингов".
На самом деле фильмы очень разные. "Викинги" очень брутальный фильм. Встретила мнение (девушки) на форуме, поклонницы "Тюдоров" и средневековой истории (конечно же )) ), что, хотя много хорошего слышала о "Викингах", не может собраться их посмотреть . :))) Я понимаю, почему. ))) В "Викингах", конечно, нет куртуазии. В последних сериях этот мотив появился -- с появлением Аслауг. Но... такой... очень северный... сдержанный... ))

История Рагнара это, конечно же, Одиссея, только на северный, на викинговский манер.
Главный герой -- Хёрст даже подчёркивает это -- не рождается царём, а становится, благодаря своей прозорливости, уму, благодаря тому, что он человек опережающий своё время. Потому он становится конунгом, а не Ролло. Брат Рагнара сильный воин, мужественный и смелый, но у него нет стратегического мышления.

Из первого сезона мне очень понравилась серия про языческое поклонение, про капище главному богу. Очень хорошо, что Хёрст не показал жрецов каким-то слабыми, или, скажем так, расслабленными от грибов, или слабыми в вере, в своих обрядах. Нет, всё так, как должно. И люди, приходившие на капище, чувствовали "что духи рядом с ними", чувствовали эту эйфорию в воздухе (и без грибов )) ). И обряды показаны сильно, ярко.... Хёрст абсолютно прав: не могло в языческой вере не существовать человеческих жертвоприношений. Потому что жрецы и тогда уже, конечно, понимали, что самая ценная жертва -- это человеческая жизнь, или, вернее сказать, человеческая душа, и именно верующего человека. Жрецы -- не глупые, и не тупые. Они действительно могли и видеть, и провидеть, и служили своей вере.

Сцена человеческого жертвоприношения очень-очень сильна. И Хёрст визуально её подчёркивает, показывая потом эти жертвы -- Повешенных. Повешенных вниз головой. Как в картах Таро, где есть карта -- Повешенный. Подчёркивает корень этой средневековой символики. И я с ним согласна.
Но Рагнар, как человек нового времени, и человек опережающий своё время -- Рагнар уже не может спокойно смотреть на это языческое человеческое жертвоприношение. Своего друга, товарища по оружию, идущего спокойно и с достоинством, но всё же как жертвенная овца -- не в битве за жизни товарищей, а просто -- под нож... А -- кто знает ? -- может быть завтра и своего сына Рагнар увидит на этом же кровавом столе?... Ведь самая угодная богам жертва лучший из лучших, богам нужна чистая и сильная душа... Это читается в лице, в глазах Рагнара. Он язычник, он чтит Одина (Один даже являлся ему, вёл его). Но там, в чужих землях, на той земле на Западе -- он, конечно, увидел и понял за что их, людей с моря, считают дикарями.
Ум Рагнара перерос язычество. Он -- Герой, защищающий людей, и он Одиссей своего народа. Хитроумный Одиссей. Человек -- не полубог, и даже не царь, не нужно ему никаких вот таких регалий, и выискивания своего божественного происхождения. Ему достаточно быть и просто человеком.

Ну и, соответственно, в последней серии появляется Аслауг. Подчёркивая, что ничто человеческое Рагнару не чуждо :))
Здесь Хёрст, на мой взгляд, проводит явные параллели с известной легендой о Тангейзере. Аслауг-Венера, заманивающая лучшего рыцаря в свой волшебный грот. Поэтому в сцене с Аслауг мы в первый раз видим её купающейся, в окружении прислужниц-женщин. Она выбирает (и добивается) любви только Героя. Простые смертные мужчины ей ни к чему. Венера тоже Пенорождённая, и на острове Крит -- у неё есть волшебный Грот, и прислужницы. То, что Хёрст окружает Аслауг прислужницами-воительницами (смешивает культ Венеры -- и культ Дианы, или на славянский манер богини Зеванны, богини зверей, леса) -- это тоже, такой северный оттенок истории. Это очень здорово, на самом деле :))) Аслауг -- и Венера, заманивающая в свои любовные сети Героя, и дитя фей, волшебница. Как верно говорит Лагерте жрец, прорицатель в ответ на то, что она чувствует о своём муже... Но как говорилось самим Тангейзером Венере, в легенде, почему его страсть не так сильна к этой божественно-прекрасной женщине: что слишком многие мужчины любили прекрасное тело твоё...

Родная Пенелопа Одиссею в сто раз дороже любых Церцей, и Клио. Как бы его не удерживали в волшебном гроте, или на волшебном острове -- душа его будет стремиться к дому, к семье, к родному очагу. Не волшебному -- обычному. Но своему. У рыцаря Тангейзера не было этого очага, оттого-то, вероятно, он так долго и протомился в гроте Венеры.

Но, уже скоро!, увидим, что второй сезон "Викингов" нам готовит. :))) С 27 февраля будет показан второй сезон.
Группа в ВКонтакте, о "Дракуле", и о "Викингах" в том числе : vk.com/club47749191

Тизер-трейлер ко 2 сезону www.youtube.com/watch?v=1XHMtulMyhk

@темы: "кино", "Викинги"