Четвёртая серия "Войны и мира" . Ключевые герои -- Анатоль и Наташа.
Собственно, это единственное место во всём повествовании, где Анатоль показан очень ярко, и должен быть ярким.
Что ж, на мой взгляд сей Анатоль до Анатоля не дотянул. Не мог он соблазнить Наташу только лишь наглыми приставаниями и намёками, и цветочком промеж лосин , это слишком просто )) ... Нет, тогда бы Наташа выглядела уж совсем полной дурой. При всей незамысловатости своей натуры, Анатоль знал толк в соблазнении женщин. Для того, чтобы добиться Наташи, нужно было глубоко полюбить -- пусть ненадолго, но он действительно должен был сильно влюбиться -- конечно, на свой манер. Кроме того, Анатоль -- блестящий офицер,и, кстати говоря, князь, тоже -- князь. Он не должен напоминать плебейского низкопробного хлыща. Здесь в том-то и азарт , чтобы показать просто блестящий, Дон Жуановский уровень обольщения ! Ибо он соблазняет невинную девушку, невесту прекрасного, высокородного князя, всем сердцем любящую своего жениха... И именно и беда , и счастье Наташи в её привлекательности, и в том, что на неё упал взгляд сего Дон Жуана.
Анатоль и Элен были великосветской, как бы теперь сказали, золотой молодёжью. И считали своё поведение и свои нравы весьма прогрессивными , что показали вполне верно.
Фильму повезло с Пьером. Вот уж кто вполне настрадался, будучи молодым и очень богатым человеком ! Ни хорошей семейной жизни, ни любви, ни тепла -- даже хоть чуточку тепла о той, кого он простил, принял снова в дом, позволил тратить свои деньги. Пол Дано интересно пластически решает Пьера во многих молчаливых сценах. Он вполне выражает душевность, доброту Пьера, как человека, попавшего в гадкий змеюшник. Но не потерявшего этой душевной доброты, и даже некоторой детскости.
Пьер один из самых лучших и положительных героев Толстого.
Отдельно хочется сказать о семье Болконских, о старом князе и Марье. Во первых к одному из ляпов фильма следует отнести то, что Марья носит крест поверх одежды. Она -- не поп толоконный лоб, чтобы таскать такой большой серебряный крест, да ещё поверх тёмной одежды ! Крест так и называют "нательный", обычно он носится на специальной верёвочке, или уж на тонкой цепочке, но близко к телу, на теле. Крест не принято показывать. Исключение составляет бальное декольте, когда женщина (в исключительном случае!) могла надеть красивый крестик. Но не огромный, и не как у попа ! ... Тут , так сказать, создатели фильма допустили промах (я надеялась, что они догадаются убрать крест Марьи под платье ).
Старый князь (ничего не хочу сказать против игры актёра !...) -- но это получился всё-таки старый брюзгливый лорд , а не самодур-князь, ибо Болконский , при всём своём уме и княжеском звании, всё же деспот своей семьи и старый самодур. Которого княжна Марья бесконечно любит и терпит. Видимо, они с Андреем с детства привыкли к нраву отца. К тому же это человек абсолютно холеричного темперамента. И к старости, как это и бывает, вернее, к дряхлости -- все плохие черты характера Болконского-старшего проявились обострённо. Т.е. в первую очередь его самодурство и вздорность.
Одного из лучших Болконских-старших сыграл в "Войне и мире" 2007 г. Малькольм МакДауэлл (*впрочем, кажется для ирландцев -- традиционно играть Болконского-старшего )) ), там была эта вздорность и сумасшедшее самодурство (*ну ведь он же к молодой невестке в кальсонах выбежал ) ).
Здесь же получился всё-таки вздорный лорд нежно любящий свою дочь ...
Без сомнения, красота и молодость Наташи -- вызывали подозрения в душе старого князя, для которого -- ну ведь всё же ! -- все бабы дуры ! )) Я не уверена, что вот этот оттенок слова "дуры", "дура" можно перевести на английский. Потому что это говорится князем не злобно. Он и свою Марью дурой называл. Простушка, деревенская девушка -- возможно. Но не только.
В семье Болконских нет матери, нет женщин -- кроме Марьи ( мадемуазель , как грелка для старого князя, идёт не в счёт )) ). Семья Болконских это мир мужчин. В то время как семья Ростовых -- мир женщин. Граф Ростов нежно любит жену и детей, и совершенно не строгий отец. Там есть матушка-графиня, есть две милые девушки, Наталья и Соня. Там появляется Марья Дмитриевна . Появления которой в четвёртой серии не было. Да, это персонаж второго плана ,но значимый. Марья Дмитриевна -- выразительница мира женщин, матерей, хозяек, ничуть не уступивших бы самодуру-князю. И тогда жизнь княжны Марьи не была бы такой печальной. Да и помолвка Наташи и Андрея, возможно, не расторглась бы. Но такой вот Марьи Дмитриевны в семье Болконских не оказалось.
К тому же в 4-ой серии упущен важный момент: что Наташа не просто хотела сбежать с Курагиным , а когда ей запретили, заперли её -- она попыталась отравиться. А это уже совершенно скандал , и пятно на репутацию девушки, к тому же и Ростовы ведь стали не богаты.
Только добросердечный и чувствительный Пьер мог сразу же, с первого слова, с того момента , как он увидел Наташу после этого события -- крайне изменившуюся, после болезни, после обращения к вере -- сразу же, в ту же минуту извинить ей всё. И даже просто вообще не признать за ней какой-либо вины. Пьер -- но не свет.
Князь Андрей к светскому мнению никак бы не отнёсся. Но он был сын своего отца, которого, конечно же, глубоко уважал.