Прочитала обзор о фильме Вуди Аллена "Матч Пойнт", где говорится так же и о "Преступлении и наказании" Достоевского. Очень интересный обзор! -- www.rogerebert.com/reviews/match-point-2006 Но немножко странно, что в статье об этом произведении ("Преступление и наказание" ) пишут:"нет добрых и злых персонажей". Добро и зло у Достоевского есть, Фёдор Михайлович не стирает этих границ.
"Бесы" очень современный роман, как раз о добре и зле, о дьяволе и боге -- я так думаю. Очень страшный. И в нём нет любовной линии. Да, и, конечно, о революционерах, то есть сама история, положенная в основу....
Я очень люблю у Достоевского повесть "Бедные люди", Макар Девушкин и Варенька... И "Братьев Карамазовых", прекрасную Грушеньку, Алёшу и Дмитрия (когда-то в юности -- нравился Иван ))) , но потом -- нет ), искания русских мальчиков.... "Братьев Карамазовых" я не сразу поняла, по-настоящему прочитала эту книгу только где-то после тридцати. В "Бесах" светлый образ -- Кириллов, как правильно говорили в своих интервью к фильму актёры.
Я не считаю Достоевского мрачным. Ведь, например, у Себастьяна Барри ("Скрижали Судьбы" ) героям тоже приходится проходить ужасные испытания, он своих героев не жалеет! ... Я нахожу много созвучий в ирландской и русской литературе. Английская литература отличается от ирландской, как я теперь это лучше поняла. Даже больше, чем от русской ))
........................................................
После "Бесов" несколько э-э... забавно )) смотреть "Пенни дредфул". )) -- конкурента, и, увы!, успешного конкурента "Дракулы"! Сериал этот без проблем и проволочек, сразу после 3 серии продлили на 2 сезон.
Ужасы, этот жанр в кино и литературе многое взял от Достоевского.
Но в "Пенни..." многое перевёрнуто, многие философские понятия. В 5 серии, к примеру, две прекрасные девочки вырастают и становятся монстрами!... И как отталкивающе (наконец-то!) показана нагота Ванессы Ивз, главной героини сериала. Всё просто -- Ванесса Ивз Одержимая. Прямо-таки классически одержимая, так, как описано в "Молоте ведьм". И в пятой серии, в разговоре о чучелах животных, юная Ванесса уже проявляет все врождённые задатки ведьмы, так любимой Дьяволу (*э-э подробнее можно прочитать в "Молоте ведьм" )) ).
Как я уже писала, в этом сериале мне нравятся лишь две линии: линия доктора Франкенштейна, человека-демиурга (в эту же линию входит и Ван-Хельсинг, хотя его пока что было слишком мало в фильме), и история Броны и Итона.
В образе Броны есть что-то от Фантины, матери Козетты из "Отверженных". Трагическое и нежное, надрывное и немножко детское. И Фантина тоже, из обстоятельств выброшенная с фабрики (так же как Брона -- потерявшая работу на фабрике), становится уличной девушкой и умирает от чахотки. Сцены страданий Фантины, её мытарств в "Отверженных" глубокие, пронзительные. В той сцене, когда она уже умирает в больнице, желает видеть свою дочь, и дядюшка Мадлен (Жан Вальжан) видит её страдания, думается, что вот эту-то женщину, возможно, и полюбил Жан Вальжан... Ведь во всей книге Жан Вальжан одинок, как мужчина. Он чувствовал свою вину перед Фантиной, и он видел её нежность, красоту и страдание. Он не мог не проникнуться этим, так как сам много страдал в жизни. Но Жан Вальжан сильный мужчина, а Фантина физически хрупкая женщина -- сильная только духом в тех ужасных испытаниях, в каких ей довелось жить, в разлуке с любимой девочкой... Обожаю этот роман, и его экранизации, особенно с Жераром Депардье в роли Жана Вальжана.
"Пенни дредфул" принципиально не говорит о политике. И какие-то социальные вопросы затронуты лишь чуть-чуть (пожалуй что в судьбе именно Броны).
Монстры вокруг, монстры вырастающие из людей... "Пенни...", успешно отстраняясь от политики, говорит на самом деле о худшем -- о демонах в человеке, и оправдывает их.
И это совершенно противоположно (закрытому) "Дракуле", совершенно. "Пенни дредфул" говорит, мол, у каждого есть свои демоны!, что ж, лучше с этим смириться. ... В "Дракуле" Александр Грейсон борется с этим вопреки обстоятельствам, и всему миру, и самой Судьбе. Люди превращают человека в монстра. Люди, а не какие-то мистические события. Влад Цепеш становится жертвой человеческой злобы и амбиций, и является миру Дракула, монстр и машина смерти, машина разрушения.
То, что есть в перевёрнутой философии "Пенни..." нет, и никогда не было у Достоевского. Никогда, ни в одной строчке. Беса Достоевский всегда показывал отвратительным, и не таким, знаете, романтически!, а вполне обывательским -- лживым, вертлявым... Кровьевым... Не оправдывал его, и не смирял с ним героя. Те, кто смирился, оказался поглощён, проглочен бесом, как Николай Ставрогин.
Продвижение таких тенденций в западном кино настораживает.
**
lilyV
| среда, 11 июня 2014